Восстановление полноценной партии коммунистов на Ярославской земле (Продолжение)

Корнилов Бабурин
К 30-летию возрождения коммунистического движения в Ярославской области.

Г.А. Зюганов на встрече с коммунистами Ярославской области в июле 1994 года подробно остановился на разъяснении программных установок КПРФ. Им было отмечено, что партия является правопреемницей КПСС на территории Российской Федерации и руководствуется марксистско-ленинским учением, творчески его развивая, опираясь на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры. Значительное место в программных установках КПРФ занимает необходимость понимания противостояния между новым мировым порядком и многонациональным народом России с его тысячелетней историей, с его соборностью и державностью, общинностью (коллективизм), неистребимым альтруизмом и решительным отторжением буржуазного, либерально-демократического рая. Согласно идеологии КПРФ, Г.А. Зюганов заявил о необходимости реформировать страну в три этапа.
На первом этапе планируется достижение власти трудящихся в лице коалиции народно-патриотических сил во главе с КПРФ. Достижение этой цели поможет устранить катастрофические последствия проведённой рыночной шоковой терапии по-гайдаровски, в частности, посредством национализации приватизированной в начале 1990-х годов объектов государственной собственности. При этом мелкие товаропроизводители останутся, и, более того, будет организована их защита от ограбления крупным капиталом, чиновниками и мафиозными группами. Также планируется провести реформу государственного управления путём создания Советов народных депутатов различного уровня.
На втором этапе роль советов и профсоюзов возрастёт. В экономике будет произведён постепенный переход к социалистическим формам хозяйствования, однако мелкий частный капитал всё ещё сохранится.
На третьем этапе планируется полное восстановление социализма КПРФ. По словам Г.А. Зюганова, партия выступает за сотрудничество с православной церковью, например, в таком вопросе как принятие  Федерального Закона против проникновения в страну зарубежных сект. Он отметил, что партия обязана выработать свою позицию в отношении отечественной истории. Предлагает в первую очередь учитывать экономические достижения в 30-50 гг., победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление страны с созданием «ядерного щита». В целях утверждения правды о Сталине проводить акции в память о нем, поддерживать на законодательном уровне установку памятников Сталину, активнее популяризировать его образ не только в партийной печати, но и в СМИ. КПРФ, как и КПСС, в свое время признает факт  репрессий в 1930—1940-х годах, но отвергает преувеличенность масштабов репрессий и считает, что одной из причин их — наличие в стране тех лет «пятой колонны». После доклада он ответил на многочисленные вопросы. Потом он встретился с членами Ярославского обкома КПРФ, в ходе которой им были сформулированы задачи по организационному строительству партии коммунистов, увеличению ее численности, более активной агитационно-пропагандистской работы среди населения на Ярославской земле в свете сбора подписей за досрочную отставку Президента РФ Б. Ельцина. Он заявил, что только досрочные выборы  президента и формирование правительства национального спасения позволят создать предпосылки для выхода из глубочайшего кризиса. Политика и личное поведение Президента РФ Б. Ельцина унижают достоинство великого народа, являются надругательством над жертвами, принесенными миллионами советских людей во имя освобождения человечества от фашистской чумы и сохранение мира. Особо он обратил внимание на усиление контактов с центральными органами партии. Прежде чем выносить дискуссионного характера вопросы о внутрипартийной жизни на суд общественности, необходимо посоветоваться с руководством партии, либо своевременно информировать его о возникших разногласиях в оценке той или иной политико-идеологической проблемы. Этот товарищеский совет для нашей партийной организации оказался прозорливым. В 1996 году группа коммунистов во главе с членом бюро ЯО КПРФ Ю.С. Петровым опубликовали, не поставив в известность ни секретариат, ни бюро, ни членов пленума ЯО КПРФ, в ряде газет левой направленности статью с политически оскорбительным названием в адрес Г.А. Зюганова. Члены бюро обкома отмежевались от содержания статьи, но осадок остался, который, на мой взгляд, породил определенную настороженность к руководству нашей областной партийной организации.
Осенью 1994 года ЯО КПРФ торжественно отметила 100-летие пребывания Ленина в 1894 году на территории в Переславских Горках, в связи с изданием в усадьбе Ганшиных его выдающегося политико-научного труда «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов». В Советское время 12 сентября 1969 года в память пребывания Ленина в Переславских Горках по инициативе Первого секретаря ЯО КПСС Ф.И. Лощенкова был открыт музей, имевший всесоюзное значение. Сюда приезжали туристы из всех уголков СССР, из братских социалистических стран. Более 400 тысяч человек принял музей в те годы. Коммунисты Ярославской области приняли самое непосредственное участие в содействии переславским товарищам по партии в сохранении Ленинского музея. Безусловно, если бы не усилия секретаря первичной партийной организации в Горках-Переславских Г.И. Ерохиной, бессменно на протяжении 25 лет возглавлявшей музей «Ленинские горки», ее смекалка и неумная энергия, то вряд ли удалось сохранить его после августовских событий 1991 года. Тогда переславские «демократы» и Администрация области во главе с А. Лисицыным предпринимала меры по ликвидации музея «Ленинские  горки», но коммунистам Переславского района во главе с секретарями райкома КПРФ Жуковой Н.И., В.П. Паутовым, А.М. Дыма и О.М. Анитипиным вместе с заведующей Г.И. Ерохиной удалось отстоять его. Министерство культуры Российской Федерации отказалось оплачивать необходимые работы. Переславская партийная организация организовала сбор средств на ремонт и реэкспозицию музея. На призыв переславских коммунистов откликнулись  работники Переславского лесокомбината, Переславского хлебозавода, совхоза имени В. И. Ленина, ветеранские организации Переславля и района, что, кстати, свидетельствовало об авторитете переславской партийной организации КПРФ. По линии ЯО КПРФ был объявлен сбор средств на ремонт музея. Следует сказать, немалую финансовую, материальную и просто помощью рабочей силой оказал первый секретарь Кировского райкома КПРФ (г. Ярославль) И.А. Морозов, который не раз с коммунистами и комсомольцами выезжал на субботники на территорию музея. Его имя занесено в Почетную книгу благотворителей средств на  восстановление музея.
Возрождение областной партийной организации КПРФ было встречено ярославской общественностью далеко не однозначно. Сторонники радикально-либеральных взглядов подвергли довольно резкой критике, подчас сопровождаемой ложью и откровенной дезинформацией, это событие в политической жизни региона. В статье «Куда поведут нас возродившиеся ленинцы?», опубликованной в газете «Северный край» (14 февраля 1993 г.) к.э.н. А. Тяжелова, анализируя материалы двух наших статей (Северный край», 15 января 1993 г. и 26 января 1993 г.), написала, что мы за насильственный захват власти, гипертрофированную государственную собственность и уничтожение рынка. Далее, мы против пенсионеров в партии, зато за прием в организацию предпринимателей. «Какая польза от пенсионеров? Набирать в возрожденную партию коммунистов надо молодых предпринимателей, пусть борются против себя, но хоть от них взносы будут. А с пенсионеров что соберешь? Копейки? На содержание секретаря обкома не хватит». Статья изобилует суждениями-клише, придуманные либерал-демократами того времени: СССР умела делать только танки и ракеты, но не смог интегрироваться в мировой рынок. Инициировал ни кому не нужные стройки, вроде Камского тракторного завода, БАМа и др. Иронически она отзывалась о наших предложениях восстановить централизованное планирование. «Возродить его не так уж и сложно, тем более, что старые плановые структуры сидят на старых местах, прикрывшись новыми шапками».
Воспроизводимые ею суждения-клише либерал-демократов в конце 80-х годов ХХ столетия, особенно с высоты сегодняшнего дня, выглядят непросто  наивными, если не сказать точнее, сродни диверсиям против экономики страны. Можно только удивляться уровню интеллектуального развития немалого числа советских ученых, в том числе и в Ярославской области, которые на «ура» подхватили такого рода умозаключения. Хватит времени и сил, обязательно составим список ярославских ученых, которые внесли серьезную лепту сначала в идейную «разруху в мозгах», а затем разруху в жизнь региона. Представим себе, если бы во времена СССР не была бы построена Байкало-Амурская магистраль? Как бы сейчас осуществляли экономическое освоение Дальнего Востока, масштабную торговлю со странами Азии, развитие экономики Сахалина, Камчатки и Курильских островов в условиях  тотальных западных санкций. Как нам не хватает сейчас Камского тракторного завода в Елабуге! Это новейшее по тем временам предприятие решило бы многие проблемы в сельскохозяйственном машиностроении СССР, которые накопились к тому времени: в первую очередь, проблему отсутствия новых конструкторских решений и разработок современных двигателей. В документах Госплана и Минобороны СССР отмечалось, что завод КамТЗ двойного назначения и в случае необходимости должен был иметь возможность быстрого перехода на производство танков. Камский тракторный завод: он был бы крупнейшим в СССР. //https://dzen.ru/a/W89f0OlCugCrwO00 Этой продукции сейчас крайне не достает, когда в условиях СВО против России ополчился весь военно-промышленный комплекс Запада, включая США.
Правда, с другой стороны в ходе дискуссии о состоянии демократического движения в Ярославской области, развернувшейся на страницах местной печати, ряд его представителей заявили о падении авторитета либеральных ценностей и, наоборот, росте авторитета местной организации КПРФ.  В газете «Золотое кольцо» (2 сент. 1994 г.) появилась статья одного из лидеров демократического движения Б. Колодижа, в которой утверждалось, что демократического движения в регионе нет, поскольку оно потеряло свою социальную базу в результате гайдаровских реформ. Теперь Е. Гайдар создает новую партию «Демократический выбор России» (ДВР) вместо «Выбора России», причем методом «шоковой терапии». По его мнению, реальной политической силой на местном уровне является областная организация КПРФ. Ему возражает В.Я. Кольчугин, член оргкомитета областной организации «ДВР», бывший помощник народного депутата СССР, ярого антикоммуниста, И. Шамшева. В статье «Неудачный эксперимент» (Северный край 6 окт. 1994, С. 2.) он  отмечает, что развала в демократическом движении нет. Правда, его утверждение носит  голословный характер. Дальше он пишет, что не Гайдар виноват в обнищании народа, а коммунисты. Люди не подозревали, в какое стойло загнали их марксисты-ленинцы. По его мнению, Гайдар имел право радикальными средствами создавать партию, не считаясь с «мнением провинциальных и иных политиков».
Деятельность членов восстановленной партии коммунистов состояла не только в организации пикетов, митингов, оказании материальной помощи оказавшимся в беде ярославцам. Немало времени они уделяли индивидуальным беседам с теми, кто позиционировал себя противником Советской власти. Например, в газете «Северный рабочий» (1-14 июля 1993 г., С. 2.) появилась заметка жительницы г. Переславль-Залесского Г. Антоновой «А я за Президента». Статья привлекла мое внимание, поскольку являлась ответом на наш материал, опубликованный несколько по времени ранее в той же газете (№ 2, 1993 г.). Закончила она свою заметку следующими словами. «Благодарю судьбу, что удалось мне вырваться из коммунистического ада». Эта заметка примечательна тем, что ее автор, бывшая комсомолка и член КПСС, тем не менее, резко критикует советскую власть. Конечно, многие недостатки (отсутствие паспортов у селян, дефицит товаров, аморальное поведение ряда работников партийных и советских органов), которые она критикует, имели место, и отрицать их означало бы ломиться в открытую дверь. Другое дело, что она, как и многие граждане нашей страны в годы Перестройки на протяжении нескольких лет подверглись мощной информационной обработке СМИ (радио, газеты, телевидение), в ходе которой все положительное, что давала Советская власть гражданам страны, исключительно замалчивалась. Зато в гипертрофированном виде однобоко воспроизводились недостатки, ошибки, а то и преступления, интерпретируя их, как проявление сущности Советской власти. Вспоминаю, один случай. Речь идет об одной беседе со своим коллегой по работе в ЯрГУ им. П.Г. Демидова с профессором, д.и.н. М.Е. Ериным, деканом исторического ф-та, на предмет истории советского периода. Он доказывал, что сущность Советской власти, повторяя азы радикал-демократов типа А. Сахарова, Ю. Афанасьева, Г. Попова и др., состояла только в разрушении, а не в созидании. Кстати, подобного рода высказывания он не раз излагал в своих статьях в местной печати. Был одним из вдохновителей создания немецкого кладбища под Тутаевым, за что в качестве награды – частые поездки в Германию. Беседовали мы около его дома в Брагино (Дзержинский р-он  г. Ярославль). Задаю ему вопрос в ответ: «Разве твой дом, другие дома в этом районе, трамвайные и троллейбусные линии и т.д. построены до революции?». И он сразу же раззомбировался. Моментально прекратил излагать зомбированные под влиянием «демократических» СМИ факты, поняв ошибочность своих суждений. Когда мне представилась возможность встретиться с жительницей г. Переславль-Залесского Г. Антоновой, то на своем жизненном примере показал ошибочность в целом ее оценок советского времени. Было сказано, что за свою жизнь сам не раз сталкивался с несправедливостью: вместо направления по линии Министерства высшего и среднего специального образования СССР в аспирантуру по окончании вуза был распределен в Красноярский край. По звонку руководителя отдела обкома КПСС высшей школы был уволен с поста декана экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Поводом к этому послужило мое критическое выступление на университетском партийном собрании в защиту прав студентов на сельхозработах. Однако это и другие несправедливые случаи со мной расценивал не как проявление сущности Советской власти, а как следствие злоупотребления теми или иными лицами во власти своим должностным положением. Наоборот, благодаря  Советской  власти родом из семьи рабочих (мать не умела читать и писать) стал преподавателем высшей школы, ученым. На свою студенческую повышенную стипендию за отличную учебу в вузе мог десять раз туда и обратно съездить на электричке из Ярославля в Москву. Бесплатно получил прекрасную по тем временам квартиру. Дети за минимальную плату ходили в детский садик, бесплатно лечились и получали образование в школе и вузе. Когда так объясняешь людям во время встречи с ними, много в их сознании встает на место и озлобленность на прежнюю власть меняется на позитивное ее восприятие.
Вслед за возрождением областной организации коммунистов были предприняты усилия по восстановлению областной организации комсомола. В организационной работе приняли активное участие А. Москаленко, студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Н. Кукина и М. Матюшин, П. Шевцов — студенты ЯрГУ им. П.Г. Демидова, В. Кудашов, студент ЯФ ВЗФЭИ, И. Рогожкин, М. Константинов и А. Шеповалов, — рабочие и другие ребята и девчата.
Намечалось провести учредительное собрание провести в октябре 1993 года после 1-го съезда РКСМ 25-26 сентября 1993 года. Однако Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым распускался Верховный Совет РФ, и назначались новые выборы, но уже в Государственную Думу РФ на 12 декабря 1993 года, отложил вопрос о возрождении комсомола на Ярославской земле. За Указом Президента РФ Б. Ельцина последовали драматические события, связанные с танковым расстрелом здания Верховного Совета РФ 3-4 сентября, запрет деятельности РКСМ, а самому ее лидеру И. Малярову пришлось скрываться в Белоруссии. В феврале 1994 года Государственная дума РФ приняла решение об амнистии лиц, участвовавших в событиях 21 сентября — 4 октября 1993 года. 21 июля 1994 года в общественно-культурном центре состоялась встреча с первым секретарем Российского комсомола И. Маляровым. Он призвал студенческую и рабочую молодежь Ярославской области активно участвовать в политической жизни страны в борьбе за свои социальные права: бесплатное образование и медицинское обслуживание, решительно противостоять западным ценностям, активно пропагандируемые на гранты Сороса российскими либералами.
(Продолжение следует)
В.И. Корнилов, 
Первый серетарь ЯО КПРФ (1993-2000 гг.)
На снимке: Владимир Корнилов и Сергей Бабурин
Фото Юрия Барышева / «Северный край»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *