ЭТО ПРОВАЛ: ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА ПОШЛА ПОД ОТКОС

Прошло ровно два месяца с момента старта «евраевской» транспортной реформы. За последние три года она стала уже второй по счёту. А если считать с перераспределением междугородных маршрутов в 2020-м – третьей. Хотя последний случай больше напоминал передел рынка, когда выгодные маршруты вместо ярославских перевозчиков отдали столичным. Напоминает его и нынешняя «модернизация», итоги которой за прошедший период откровенно удручают. Правительство области во главе с губернатором не сдержало ни одного данного обещания. Иногородние перевозчики не смогли наладить нормальную работу, Количество жалоб от пассажиров побило все рекорды. Прокуратура подтвердила многочисленные нарушения. А директора регионального департамента транспорта задержали по подозрению в получении взятки. Вывод очевиден: господа реформаторы, это провал.

В минувшие выходные завершился последний, пятый этап реформы. Жёлтые автобусы вышли ещё почти на два десятка маршрутов. Обновление подвижного состава полностью завершилось. Вот только радости для жителей Ярославля и Ярославского района это не принесло. По крайней мере, в подавляющем большинстве случаев. Что ясно показывает анализ жалоб самих пассажиров за последние два месяца. Он же наглядно подтверждает все опасения и замечания в адрес властей, высказанные депутатами-коммунистами в областной Думе и Муниципалитете Ярославля.

В апреле «Советская Ярославия» уже писала о неоднократных проблемах, допущенных в ходе реформы. Как и следовало ожидать, в мае их число не только не уменьшилось, но и пополнились новыми примерами. Первым и главным нарушением контрактов стали массовые сбои при выходе транспорта на линию и, соответственно, регулярное несоблюдение расписания. Хотя чиновники клялись и божились, что после запуска реформы с графиком движения всё станет просто отлично! Не стало. А на отдельных маршрутах вышло даже хуже, чем было.

Так, к середине последнего весеннего месяца в списке главных нарушителей расписания оказались ООО «Транспорт Ярославии» (выиграло больше всего маршрутов – 46 из 137) и ООО «ЯТК-2». У первой компании недовыпуск по городу составил 27%, на линию не выехало более 40 машин. Как выяснилось, у перевозчика катастрофически не хватает водителей. Вместо положенных по штатному расписанию 470 человек он набрал всего 265.

Впрочем, у других ситуация вряд ли сильно лучше. Поскольку жалобы пассажиров на систематические сбои в расписании поступают на самые разные маршруты. Вместо положенных интервалов в 10-15 минут время ожидания доходит до 30-40 минут, а порой ждать автобуса приходится по часу. Хуже всего дела у номеров 8, 30, 41б, 49, 53, 66 и 85. Напомним, что до начала «реформирования» ярославского транспорта (ещё при Волкове) средний выпуск составлял порядка 95%.

Сложно назвать новый транспорт и безопасным. С первых дней реформы СМИ и социальные сети регулярно публикуют сводки о ДТП с участием жёлтых автобусов. Притом, если в начале происшествия можно было списать на неудовлетворительное состояние дорог после зимы, то впоследствии их причиной становилось банальное нарушение правил дорожного движения. К числу наиболее «аварийных» стоит причислить маршруты № 1, 4, 8, 42, 53 и ряд других. По странному стечению обстоятельств, в подавляющем большинстве это вновь иногородние перевозчики.

Были и совсем вопиющие случаи. Так, в Ярославле автобус «ЛИАЗ» маршрута № 1 сбил пешехода, переходившего дорогу по регулируемому пешеходному переходу. ДТП зарегистрировано около 14:30 19 мая на Московском проспекте. Мужчина скончался в больнице. А 17 мая прямо во время рейса загорелся автобус № 57 (также новый). В связи с чем возникает большой вопрос – каким образом подобное транспортное средство в принципе могло пройти предрейсовый осмотр? И был ли он? Увы, информация на сей счёт отсутствует.

Обещанным властями комфортом в новых автобусах тоже не пахнет. В салонах неимоверная духота, поскольку климат-контроль не работает, хотя все машины оснащены кондиционерами. Водители игнорируют даже прямые просьбы пассажиров об их включении. Сами салоны имеют крайне неудобную компоновку. Чтобы добраться до сидений, нужно преодолеть несколько ступенек, что порой весьма проблематично для пожилых людей. В свою очередь, «стоячих» мест совсем немного, особенно в автобусах среднего класса (про малый класс и говорить не приходится). Фактически, у них имеется лишь одна полноценная площадка.

Кроме того, жители не раз говорили о том, что в новом транспорте заклинивает двери, а сами машины едут рывками. Из-за этого пассажиры буквально «летают» по салону. «Приспособленность» транспорта для мам с колясками и людей с ограниченными возможностями на деле тоже оказалась мифом. К примеру, 11 мая водитель автобуса № 66 отказался везти женщину с грудным ребёнком и трижды закрывал перед ней двери. Другая жалоба, причём в тот же день, поступила на водителя автобуса № 4, который отказался помочь разложить пандус для инвалида-колясочника. В итоге делать это пришлось сопровождающей. При заезде коляска с мужчиной упала. Лишь по чистой случайности обошлось без травм.

Масса нареканий касалась давки, вызванной сменой (уменьшением) класса автобусов. В качестве примера можно привести маршруты № 33, 65, 44К (теперь его обслуживает маршрут № 94С). В двух последних случаях машины среднего (ПАЗ) и большого (ЛИАЗ) класса заменили на 22-местные «газели». Самое удивительное, что перед запуском реформы в департаменте транспорта заверяли, что детально изучили пассажиропоток. Не беремся судить, как было организовано подобное «исследование». Но за такое издевательство над людьми следует, как минимум, гнать с работы.

Постоянные проблемы были и с электронными сервисами. Не работали приложения, «сбоила» навигация, блокировались карты, осуществлялись некорректные списания денежных средств, оплата проезда не проходила подтверждение на устройствах контролёров. При этом, вернуть, скажем, излишне списанные деньги можно было либо сделав ряд манипуляций опять-таки через приложение (что достаточно трудно для тех же пенсионеров), либо доехав до соответствующих учреждений (за что придётся дополнительно платить). В общем, очередной способ отъёма денег у населения, которому позавидовал бы сам Остап Бендер.

Наконец, свои сложности оказались у пассажиров, пользующихся пригородными автобусами, следующими в Ярославский район. Обновлённые маршруты начали действовать с 15 апреля. И тут же преподнесли жителям неприятный «сюрприз», став массово проезжать привычные и крайне востребованные остановки. В частности, жалобы поступали по автобусам № № 105, 117, 148, 157к, 178. Позднее смена остановок произошла и по ряду городских маршрутов. В общем, снова «всё для людей».

Нарекания граждан подтвердили и надзорные органы. Ещё в апреле председатель фракции КПРФ в областной Думе Елена Кузнецова направила запрос о проведении прокурорской проверки модернизации всей системы общественного транспорта в Ярославле и районе. По итогам проведённых мероприятий ведомством были установлены факты несоблюдения графиков движения транспортных средств, выпуска на линию недостаточного их количества, нарушения требований трудового законодательства при проведении предрейсовых и послерейсовых осмотров, режимов труда и отдыха водителей, ненадлежащего ведения журналов осмотров, отсутствия паспортов обеспечения безопасности на транспортные средства, не прохождение техосмотра и отсутствия полисов ОСАГО.

В результате перевозчикам выписано 9 представлений, в отношении должностных лиц вынесено 14 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях. Впрочем, одной «административкой» не ограничилось. 24 мая стало известно о задержании директора департамента транспорта и главного куратора пресловутой реформы Татьяны Черемных. В тот же день она была уволена со своего поста, а губернатор даже сделал официальное заявление на сайте областного правительства. Тем самым, поспешив откреститься от своей подчинённой.

Её обвинили в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в виде денег в особо крупном размере). Чиновница свою вину уже признала. Вместе с ней в деле фигурируют ещё несколько должностных лиц, в том числе руководитель недавно созданного ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» с баснословным бюджетом Илья Прокопьев. По решению суда оба были заключены под стражу на два месяца.

По версии следствия, взятки «в виде денег за общее покровительство по службе» на сумму более 1,6 миллиона рублей подозреваемые получили от Александра Советникова – руководителя компании «Мовиста Регионы», с которой правительство области заключило концессионное соглашение по модернизации трамвайной сети сроком на 20 лет (у депутатов от КПРФ была масса вопросов и замечаний как к самой идее, так и непосредственно к документу). По информации следствия, в отношении предпринимателя также возбуждено уголовное дело.

И как тут не вспомнить народную мудрость: сколько верёвочке не виться, а конец будет. По всей вероятности, для вышеназванных лиц он уже наступил. Правда, остаётся вопрос: а что теперь будет с самой концессией, да и всей транспортной реформой в целом? Пока ответа на него нет. Но уже раздаются призывы проверить всю деятельность Черемных. Поэтому не исключено, что список лиц, которые получат заслуженное наказание, может пополниться. А там, глядишь, и транспортное обслуживание войдёт в русло.

Иван ДЕНИСОВ.

Комментарий “ЭТО ПРОВАЛ: ТРАНСПОРТНАЯ РЕФОРМА ПОШЛА ПОД ОТКОС

  1. На мой взгляд, клубок аферы под названием «транспортная реформа» в Ярославской области распутан не до конца. Правоохранительные органы вышли на след исполнителей, главные участники этой мошеннической операции из высоких кабинетов не выявлены и не «сотрудничают» со следствием. Ярославцам интересно знать: кому предназначались призовые от «распила» миллиардных бюджетных средств?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *